ул. 2-я Краснодарская, д 94, МБОУ \"Школа №87\", кабинет №29 iu.corostova@yandex.ru

Сайт учителя ИЗО Коростовой Юлии Игоревны

МБОУ "Школа №87" г. Ростов-на-Дону

Методический семинар

Методический семинар

Скачать презентацию к семинару

 

Пояснительная записка

Современная общеобразовательная школа должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, позиционировать себя и продукт своей деятельности, проявлять готовность к самообразованию на протяжении всей жизни. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства включает преподавательскую, научно-методическую и культурно-просветительскую работу. Использование интерактивной технологии позволяет учителю изобразительного искусства решать задачи:

—  развития творческого мышления учащихся, логической и механической памяти, наблюдательности и воображения.

— способности к неожиданным  решениям,

— умению «видеть» ассоциативные связи,

— повышать уровень развития логического и продуктивного мышления учащихся,

средствами изобразительного искусства.

Уважаемые коллеги!

Я представляю вашему вниманию методический семинар по теме: «Внедрение интегрированной модели урока в предмет изобразительное искусство».

За свою небольшую педагогическую практику я столкнулась с проблемой, что многие современные школьники, несмотря на свою активность, совсем не умеют сформулировать ответ по теме урока, представить свою работу, пояснить свой творческий замысел, высказать чувства, испытываемые в процессе познания, вести диалог и полилог т.е. имеют низкий уровень коммуникативной компетенции. Предмет изобразительное искусство   построен в основном на практических занятиях, но проблема творческого прогноза, представления своей художественной работы, оценки художественного образа на уроке возникает довольно часто.   Ученики боятся лишний раз поднять руку для ответа, а вызов к доске пугает и вызывает, порой, непреодолимый психологический барьер.

Современное общество требует активных, целеустремленных людей умеющих позиционировать себя и представить результаты своей деятельности публично.

В связи с этим у меня возникло предложение:

Создать систему   интегрированных уроков по интерактивной технологии направленных на развитие коммуникативных компетенций ученика. Чтобы помочь школьникам преодолеть барьер публичных выступлений, развить умение формировать продуктивные, позитивные межличностные взаимоотношения.

Структура моих уроков практически всегда содержит элементы интерактивной технологии, которые гарантируют более качественное усвоение знаний за счет их как бы «эмоционального проживания» в процессе познания и обеспечивают развитие социальных компетенций за счет коллективной обучающей деятельности. Для этого в ходе  урока я  моделирую жизненные ситуации, предлагаю ролевые игры, ставлю проблемные  вопросы, основываясь на анализе ситуации и обстоятельств, вовлекаю детей в дебаты и творческие споры.

При использовании  метода работы в группах, я добиваюсь от учеников понимания  того, что общая учебная деятельность будет приносить пользу каждому ученику.

Создаю атмосферу, при которой все находятся друг с другом в тесном контакте.

Добиваюсь индивидуальной ответственности, при которой каждый ученик должен изучить предполагаемый материал и нести ответственность за помощь остальным (более способные ученики не выполняют чужую работу).

Работая в группе, ученики осваивают навыки межличностных отношений, которые необходимы для успешной работы (планирование, распределение, рефлексия).

Обязательным считаю момент оценки работы, для которой выделяется специальное время, когда каждый может оценить успешность своей работы и работы другого.

Немного об актуальности этого вопроса: Зачем же нам нужна коммуникативная, активность?  Ну, во-первых, это стандарт современного общества – хочешь быть успешным – Заяви о себе. Во-вторых, развитие коммуникативных УУД – это требование федерального государственного образовательного стандарта.

Уроки изобразительного искусства и внеклассная работа по предмету- это особая арена для апробации практически всех известных методов интерактивной технологии.

-работа в малых группах- в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

-метод карусели;

лекции с проблемным изложением;

-эвристическая беседа;

-деловые игры;

-использование средств мультимедиа (компьютерные классы);

-технология полноценного сотрудничества;

-технология моделирования, или метод проектов (скорее, как внеурочная деятельность);

-кейс-метод

-перевод языка изобразительного искусства на русский, и перевод русского языка на язык изобразительного искусства (иллюстрации к тексту, сочинение или рассказ по динамическим изобразительным образам- мой авторский метод).

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Опыт, учащегося- это центральный активатор учебного познания.

В традиционном обучении учитель играет роль «Фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, в интерактивном- роль помощника в работе, активизирующего взаимно направленные потоки информации.

По сравнению с традиционными, в интерактивных моделях обучения меняется и взаимодействие с учителем: его активность уступает место активности учащихся, задача учителя- создать условия для их инициативы. В интерактивной технологии учащиеся выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее, чем опыт учителя, который не столько даёт готовые знания, сколько побуждает учащихся к самостоятельному поиску.

Целевые ориентации:

Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.

Основные методические приемы — элементы технологии: индукция, само конструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.

Приведу пример одного из моих уроков с использованием арсенала выше указаных средств.

Урок начался с формулирования учащимися (в ходе беседы) темы.  Ребятам предлагалось   вместе создать проект объёмной композиции на тему: «Город, микрорайон, улица». Город –это живой, постоянно развивающий и обновляющий организм, объединяющий множеству разнообразных связей. В котором есть районы в тех есть кварталы, далее улицы. Показ презентации по теме.

Ученики предлагают варианты поэтапного исполнения задания и решения поставленной ими же цели. Сделать макет небольшой части города, композиционно подчинив его элементы (скамейки, фонари, деревья и т. д.) какому-то главному объекту, т. е. архитектурной доминанте (детская площадка, торговый павильон, скульптурный монумент, фонтан, ит. д.)

  1 этап работы. Индукция.

Индуктор — первое задание, мотивирующее дальнейшую деятельность участников, через определение проблемы. Например, есть люди, которые любят предметы народного творчества, но считают себя не способными  к деятельности по созданию таких предметов. Отсюда цель проекта: мотивировать и такого человека к творческому процессу.

Следующим этапом был осознание разрывы полученных теоретических знаний с практической реализацией их. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, понимание. Предлагаю им сыграть в интеллектуальную игру. Ребятам задаются вопросы за правильный ответ они получают жетон. Важно, чтобы ответ был полным, развернутым.

Какие бывают города?

Следующий этап. Самоконструкция

Самоконструкция — это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание творческого продукта происходит чаще в групповом взаимодействии (разбивка на группы может быть различными способами, чаще игровым)

Какие виды изобразительных искусств используются при создании градостроительства? (в кейсе у ребят имеются все виды им надо выбрать нужные)

Ребята, активно начинают отвечать, высказывая мнение и приводя примеры. Что можно сконструировать, используя не только бумагу и ПВХ для макета, но и предметы, находящиеся у нас под руками и дать им вторую жизнь в изделия. В результате получается целая коллекция творческих идей, по которым и ведется дальнейшая работа. (метод карусели, мозговой штурм)

На доске представлены основные элементы поэтапной работы. Прежде чем ребята приступят к проекту им следует создать набросок, чертеж и только потом приступить к сбору объёмной композиции.

Обсуждаем  элементы архитектуры и её основные принципы (эвристическая беседа) на этом этапе прошу ребят предположить знания какие предметов школьной программы необходимы архитектору. Принимаются только обоснованные ответы.

Следующий этап — Социоконструкция.

Это один из важнейших элементов в технологии.

Затем я возвращаюсь к творческим идеям ребят, выбираем вместе с ними наиболее удачные и реализуемые идеи. Приступаем к сбору объёмной композиции. Сначала нам надо собрать элемент, из которых состоит объект и лишь потом сбор их в единое целое. Ребята могут выбрать несколько идей, разделится по группам, а кто- то может работать один самостоятельно. После того как, работа над проектом завершена проводим мини выставку или просмотр, где ребята, получившие жетон имеют право отдать голос в поддержу того проекта, который им нравится, тем самым проводится голосование, такой элемент деловой игры ребятам очень нравится и все принимаю активное участие.

Следующий этап. Рефлексия.

В процессе свободного общения на тему урока реализуется главная задача, преодоления коммуникативного барьера, свободное общение детей на уроке, выбор меры участи и формы творчества, т.о. снимается психологический барьер выхода к доске. работы в группе, проявления креативности. И оценивание робот с помощью полученных жетонов за активность на уроке. Ребята свободно общаются и анализируя дают оценку, и видят сразу результат своей деятельности.

Но мы пошли дальше…

Чтобы выполнить условие успешного  повышения коммуникативной компетентности учащихся в соответствии с целью развития школы,  недостаточно только уроков изобразительного искусства, должна быть система  интегрированных уроков по всем предметам, направленная на развитие коммуникативных ууд.  В соответствии с этим  предлагаю учителям руского языка, химии, биологии, музыки нициировать детей на участие в социальном проекте «Город, в котором мы живем»,  одной из задач которого инициировать социум к позитивному развитию, через выставку, публичные  обращение к жителям микрорайона, листовки, выступления агитбригад объединеных одной заботой детей  о социально-психологическом комфорте человеческого общежития в нашеи городе.

Площадкой проекта являются социальные партнеры — поликлиника  гобольницы № 20 и Библиотека им. Герцена, который в течении ряла лет предоставляют нашей школе свои площадки для общения с жителями микрорегиона.

План реализации проекта выставка «Город, в котором мы живем».

  1. Постановка проблемы
  2. Определение целей и задач
  3. Распределение ролей и формирование проектных групп (взрослые и дети)
  4. Выпонение объма работ каждой группой
  5. Совещание с партнерами
  6. Функционирование выставки, выступление агитбригад, раздача листовок и публичных обращений.
  7. Обсуждение резульатов

Свою методику я использую и на уроках внеурочной деятельности. Результат успешной моей работы можно проследить по творческим достижениям моих учащихся, это призеры и победители разных уровней (городского и муниципального) конкурса декоративно прикладного творчества