ул. 2-я Краснодарская, д 94, МБОУ \"Школа №87\", кабинет №29 iu.corostova@yandex.ru

Сайт учителя ИЗО Коростовой Юлии Игоревны

МБОУ "Школа №87" г. Ростов-на-Дону

В двадцатом веке и в двухсотом —
Учитель вечен на земле, —
И. И. Бейнарович

На Земле есть много профессий. Но среди этого многообразия профессия учителя, на мой взгляд, самая удивительная и не совсем обычная.
Согласно словарю Ожегова, учитель- это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Учитель- это профессия вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной всегда.
«А зачем нужен учитель сейчас? Ведь есть компьютеры, планшеты, с помощью которых можно найти любую информацию» — скажете вы.
Но ведь все эти гаджеты нужно кому-то создавать. И вы со мною согласитесь на все 100%, что этот создатель — человек образованный и имеет школьное образование за плечами.
У каждого взрослого человека был учитель, которого он помнит всю свою жизнь. История человечества свято хранит память о великих учителях, оставивших после себя еще более великих учеников.
Хочу привести один яркий пример из истории. Николо Амати навеки прославился как скрипичный мастер. Но ещё большую славу он обрёл как учитель. Ведь среди его учеников был Антонио Страдивари – непревзойденный по сегодняшний день величайший создатель скрипок. В возрасте 18 лет Страдивари поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати. Он исполнял черновую работу, ремонтировал инструменты и бегал по различным поручениям мастера. В свободное же время Антонио изучал скрипки учителя, надеясь в будущем повторить работы мастера. Своим невероятным упорством и трудолюбием мальчик доказал учителю, что он достоин перенять мастерство, которым владел Амати. Страдивари находился рядом со своим великим учителем долгих восемнадцать лет. С необыкновенным упрямством добивался он певучести инструмента. А когда добился, что его скрипка звучала так, как у мастера Николо, ему захотелось, чтобы она звучала лучше. Его преследовали звуки женских и детских голосов: вот такими певучими, гибкими голосами должны звучать его скрипки. Это долго ему не удавалось.
» Страдивари под Амати «, — говорили о нем. В 1680 году он оставил мастерскую Амати и начал работать самостоятельно. Спустя долгие годы самостоятельной работы, Антонио Страдивари нашел свой секрет изготовления скрипок, благодаря которому его инструменты приобрели более яркий и насыщенный голос, чем голос инструментов его учителя.
Лучшая награда для учителя – достижения его ученика, который превзошел своего наставника.
Как же я оказалась в этой профессии?
Я учителем стала не вдруг,
Труд душевный познала я с детства.
Эту тяжкую долю наследства
Приняла я из маминых рук.
Самым близким, дорогим и родным для меня учителем была и будет моя мама, Белоусова Лариса Александровна. Она тоже учитель изобразительного искусства. И начиная с самого детства волей неволи, она приучала меня к прекрасному. Дома всегда царила атмосфера творчества, запах красок, растворителей, подрамники с незавершенными работами, большое количество этюдов и набросков. Частые выезды на природу к Дону, поближе к реке на этюды была семейной традицией. Впитывая с детства любовь к творчеству привело меня в мир живописи, мир искусства, а именно в школу-учителем изобразительного искусства.
Педагогический стаж моей мамы – 30 лет, за время работы имеет   многочисленные благодарности, грамоты, награждения, а самое главное, благодарность и признательность своих учеников, которые пошли по её стопам.
А какая она рукодельница! Вяжет крючком, занимается декоротивно- прикладным искусством, ну и, конечно же прекрасно готовит.
Зимой в нашей семье никто не мерзнет в маминых шерстяных носочках, которые она с большой любовью вяжет своим внукам и детям. Моя мама не только творческий человек и учитель, но она ещё добрая, нежная, внимательная, мама четверых детей. С огромным любящим сердцем не только к своим детям, но и к ученикам.
Моя мама родом из Краснодарского края республики Адыгея, её детство прошло среди прекрасных живописных мест, часами можно любоваться всматриваясь в вершины гор, покрытых снегом. А такое огромное ночное небо, с разными созвездиями и пролетающими спутниками я не видела больше не где, все звезды как на ладони. Поля, как огромное желтое, красное море, усыпанное большим количеством полевых цветов. И самое красивое это горные реки, водопады. Среди такой красоты я проводила порой летние каникулы у бабушки.
После окончания школы, мама поступила в РГУ, здесь в Ростове вышла замуж и осталась на родине мужа.
Шло время, появились дети. Но тяга и любовь по родным местам вернула её «домой» на Кубань. Там она продолжает свой творческий путь, работая в школе и неся любовь к искусству в сердца детей.
Я с детства видела, что педагог, постоянно в гуще каких- то событий, происшествий, в окружении множества совершенно разных «жизней», судьбы которых в полной мере зависят от него. Поэтому я пошла в педагогический колледж искусств осознанно, потом был университет графический факультет.
Быстро пролетели студенческие годы, и нам, выпускникам, вручили дипломы по специальности «учитель изобразительного искусства» — всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному творческому труду.
И вот я, выпускница Южного Федерально Университета, перешагнула порог школы в качестве учителя изобразительно искусства. Меня очень долго волновал вопрос, как построить процесс обучения так, чтобы дети сами находили желание и вдохновение творить присущее творческому человеку, выявить одаренных детей.
Педагоги изобразительного искусства знают, что каждый ребёнок талантлив по-своему, в каждом можно найти ту «изюминку», которую необходимо раскрыть.
Свеча, которая не горит, не может зажечь другую свечу. Также и здесь, пассивный учитель, не способный творчески действовать, не сможет пробудить интерес школьников, зажечь их фантазию и воображение.
Одарённые дети, это те дети, которые ярко демонстрируют свои способности в различных областях: в интеллектуальной, в творческой или в спортивной. Возникает вопрос: как развить одарённость на уроках изобразительного искусства? Вопрос очень актуален тем, что на талантливую молодёжь наше общество питает большие надежды, так как именно она сделает прорыв в будущее нашей страны. Поэтому выявление и развитие одарённости стало важной педагогической темой, моей профессии.
Для развития одарённости или творческих способностей на уроках изобразительного искусства я применяю различные методические приёмы. Что бы достигнуть своих целей я использую:
-методику коллективного творчества;
-метод творческого проекта;
-интересные формы проведения уроков;
-творческая практическая деятельность.
Например, проектное обучение поднимает мотивацию учебной деятельности, способствует самореализации, учит принимать и выдвигать самостоятельные решения. При методике коллективного творчества, учащиеся учатся: работать в команде, в группе, учатся уважать мнения других, приобретают коммуникативные навыки.  Форма проведения уроков –это сотворчество учителя и ученика, происходящий в диалоге. Применяю игровые технологии, игры (проектировщики, дизайнеры, художники будущего), возникают творческие ситуации, побуждающие у детей новые идеи, раскрывается воображение, фантазии, логика. Очень важно, чтобы на каждом уроке каждый учащийся испытывал радость от раскрытия своих умений, при этом формируется у него вера в свои силы. Так же на уроках использую различные художественные техники. Главное тут развить воображение и интерес у учащегося.
По итогам работы выявляются характерные черты одарённого учащегося:
-задаёт много вопросов;
-выдвигает идеи, стремиться к самовыражению;
-развито пространственное мышление;
-развито чувство композиции;
-развито чувство глазомера;
-разбирается в цветовой гамме;
-имеет дизайнерские способности;
-имеет правильные жизненные ценности.
С такими учащимися продолжаю работать в научно-исследовательских проектах, даю им задание на выполнение графических рисунков, привлекаю на кружковые занятия, изо- студию при школе, занятия внеурочной деятельности, где они учатся художественной грамотности и приобретают практические навыки. Для успешной работы по развитию одарённости, сам учитель должен иметь незаурядные способности: актёра, психолога, быть знатоком во всех областях человеческой жизни, чтобы находить нужный стиль с учащимися.
Моя методическая цель: формирование всесторонне-развитой личности, формирование художественной и эстетической культуры, помочь ребёнку открыть самого себя, увидеть красоту в каждой травинке, в каждой росинке, в каждом изгибе орнамента. Творческое раскрытие учащихся должно стать главной стратегией современного учителя новой формации. Чтобы внутренне соответствовать новому уровню жизни, новым профессиональным стандартам, я, как учитель, постоянно совершенствуюсь в интеллектуальном, нравственном, коммуникативном, эмоциональном, рефлексивном планах. Переход на новые образовательные стандарты, в основе которых лежат требования к структуре образовательной программы, требования к обеспечению образовательного процесса и требования к результату, заставили меня по- новому взглянуть на обучение действию, то есть на использование проектно-исследовательской технологии на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности как технологии развивающего обучения. Метод проектов (от греческого – путь исследования) – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования (обучение регулятивному действию) и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий –проектов. Это гибкая модель организации образовательного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности ребенка, развитие его интеллектуальных и физических возможностей под контролем учителя. Проектность – определяющая черта современного мышления. Проектное мышление – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого, ребенок использует знания, полученные не только по изобразительному искусству, но и по другим предметам. Ребенок проектирует, а значит, действует, и это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной).
В ходе своей работы по проектно-исследовательской деятельности обучающихся я выделила основные требования, предъявляемые к отбору детских творческих проектов:

  • учет интересов детей;
  • комплексное отражение изученных теоретических вопросов и практических знаний;
  • творческая направленность;
  • соответствие уровню подготовки обучающихся (индивидуальным, возрастным, физиологическим возможностям);
  • общественно полезная и личная значимость;
  • обеспечение эргономических и безопасных условий труда;
  • отражение специфики региона и местных условий.

Использование технологий проектирования позволяет развивать всю систему универсальных учебных действий (УУД) на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности:
— личностные (готовность и способность к саморазвитию, самостоятельность и личная ответственность, то есть самоопределение; мотивация учебной деятельности, самооценка, целостный взгляд на мир, то есть смысло-образование;
— регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и самоконтроль коррекция и оценка);
— познавательные (обще учебные, знаково-символические, информационные, логические);
— коммуникативные (инициативное сотрудничество, взаимодействие, управление коммуникацией).
Таким образом, мое педагогическое кредо:
«Впечатление – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка. Надо, чтобы оно было добрым и возвышающим. Насильно обогащать духовный мир ребенка – то же, что сажать яблоки в отравленную почву».
Я приветствую отсутствие жестких рамок, признанных образцов и эталонов, приветствую свободу и радость детского творчества. Убеждена в том, что нет детей, неспособных к творчеству, просто у всех разный арсенал средств для выражения собственных мыслей и чувств.